Бумажные миры...

Исследование бумажных миров и многое другое...

Previous Entry Share Next Entry
Этюд о фирме Ryan и крыле Рогалло
youroker
Оригинал взят у p_d_m в Этюд о фирме Ryan и крыле Рогалло
Причины возникновения почти десятилетнего романа фирмы Ryan и крыла Рогалло не очень ясна. Понятно что в конце 50х-в 60е увлечение таким крылом было делом распространенным в американском авиапроме, но у Райан оно приняло очень уж развитые формы. Фирма выдала более десятка различных проектов, до реализации "в железе" дошло довольно много из них. Но не один в силу непонятных причин не нашел своего будущего, хотя в принципе все эти аппараты успешно летали и вполне удовлетворяли заказчиков. Далее обзорно-иллюстрированный пост о тех из них, по которым удалось что-то найти.





Для тех кто не в курсе - "крыло Рогалло" названо в честь Francis Rogallo совместно с женой Gertrude Rogallo получившего в 1948 году патент на три палки и натянутую между ними ромбовидную тряпку, к концу 50х после NASA'вских работ (сам Рогалло работал в NASA) тряпочка стала треугольной, а к трем палочкам прибавилась поперечина, так возник классический образ дельтаплана. В США в официальных документах крыло Рогалло проходило как "гибкое крыло", flexible wing.

1. Патент US2546078 - первый от Рогалло на крыло Рогалло.


Самый известный проект от "Райан" на тему "гибкого крыла" - XV-8 Fleep (1961-63гг). Пишут что именование Fleep (акроним Flying Jeep) было неофициальным, но оно фигурирует в отчетах заказчика, которым являлась армейская транспортная авиация - TRECOM (US Army's Transportation Research Command) вместе с другим, менее благозвучным именем - Flexible Wing Aerial Utility Vehicle.
Аппарат должен был тащить 1000 фунтов на 100 миль. В общем у него все получилось, правда нагрузка была меньше - 850 фунтов (385 кг), зато дальность чуть больше - 108 миль (174 км), хотя разработчик декларировал даже 115 миль. Разбег и пробег около 170 м при весе 1043кг. Управление аппаратом было сравнимо с управлением легкого самолета, при этом отмечалась большая надежность, простота и высокая оперативная готовность XV-8. Все перечисленные характеристики приведены для позднего "Флипа", всего было построено два образца (s/n 63-13003 и 63-13004). Хотя кое-где говорится об одном. Вид раннего и позднего "Флипа" здорово отличаются, вполне возможно что ранний - это XV-8 s/n 63-13003, а поздний, оснащенный дополнительными рулями на платформе помогающими при сильном боковом ветре, это XV-8A s/n 63-13004.

2. Ранний "Флип".


3. Поздний "Флип".


Следующий проект - Flex Bee (Flexbee, Flex-Bee), легкий разведывательный дрон для морской пехоты, буквально летающий возвращаемый фотоаппарат с моторчиком. Было изготовлено двенадцать самих БПЛА и два комплекта для запуска и управления. После испытаний системы в 1961-62 годах Flexbee проиграл конкурс Republic Bikini.

4. На картинке.


5. В реальности.


"Гробик на колесиках" - буксируемый за вертолетом контейнер на 1000 фунтов (454 кг) груза. Испытывался по заказу армии только такой вариант, на бумаге существовали контейнеры на 250, 4000 и 8000 фунтов (113, 1814 и 3629 кг) и модификация тысячефунтового для десантирования с легких самолетов, т.е. со складывающимся гибким крылом, раскрывающимся в полете. Этот проект зовется ACD (air cargo delivery).

6.


Ryan предлагала заменить парашют на "индивидуальный планер" (individual drop glider) для спасения летчиков и высадки воздушного десанта. Вроде как дело дошло до сбрасывания манекенов. Идея была отринута ибо парашют есть уже отработанная технология высокой надежности.

7.


В 62-63 американские армейцы испытывали систему десантирования контейнеров с использованием крыла Рогалло. Спуск - управляемый, с использованием радио. Выполнили 139 сбросов. А в 63ем уже морпехи совместно с тайцами в самом Таиланде занялись аналогичным делом, ими было выполнено 35 сбросов с различных носителей. Вес контейнера - 200-300 фунтов (91-136кг) у армейцев и 386 (175) - у моряков, у самой фирмы были планы на 1500 фунтовые контейнеры.
На Райан программа именовался PDG - Precission Drop Glider.

8.


9.


Система спасения первой ступени ракетоносителя Saturn с помощью гибкого крыла. Были выполнены тесты с использованием макета в масштабе 1/8.

10. Концепт.


11. Макет.


Ryan Model 179 TUG (Towed Universal Glider) - буксируемая за вертолетом по воздуху платформа для перевозки 4000 фунтов груза. Испытывалась уже после окончания испытаний XV-8 в 1964-65 годах, совершено 28 полетов где буксировщиками выступали H-34 и UH-1.

12.


Еще один поздний проект - Ryan Model 180 LUG (Light Utility Glider). В 1964 на испытаниях сделали 33 полета используя четыре планера и один UH-1 в качестве буксира. LUG мог нести 1500 фунтов нагрузки и в отличие от TUG был управляемым, т.е. на заключительном этапе полета мог быть отцеплен от буксировшика-вертолета и с помощью управления по радио посажен в нужной точке.

13.


Крыло для аппарата с нагрузкой 2000 фунта. Для какой конкретно программы готовилось это крыло - неясно.

14.


Нечто изображающее то ли XV-8 Fleep по принципу "художник-так-видит", то ли что-то на базе концепции "Флипа", то ли ранние концепции его самого.

15.


А это видимо гидро-вариант "Флипа".

16.


Тоже нечто "флипообразное".

17.


18. Патент на подобный аппарат от Ryan.


Можно легко догадаться зачем и что это, но вот информации по проекту нет. Как видно изобретение подходило и для моряков и для ВВС.

19.


20.


Спасаем ракету? Или делаем ее крылатой?

21.


Еще ракетно-космическое, но непонятно о чем. Сразу замечу что к проекту с возвращаемой на гибком крыле капсуле космического корабля Gemini фирма Ryan отношения не имеет.

22.


Вообще нечто непонятное и неизвестное.

23.


Вроде как это предварительные испытания по программе ACD, до появления "гробика".

24.


Нет данных.

25.


От youROKer: я бы ещё добавил вот эту фотографию, к системе спасения самолётов на базе крыла Рогалло:


?

Log in