Бумажные миры...

Исследование бумажных миров и многое другое...

Previous Entry Share Next Entry
Вкратце. А пусть он летит сам!
youroker
В современной космонавтике существует множество маленьких проблем, о которых простой человек даже не задумывается, но на их решений пришлось потратить множество ресурсов и проявить недюжинный талант. Например, транспортировка космического корабля к точке старта. На этапе одноразовых ракет этот вопрос решался размещением сборочного цеха максимально близко к стартовой площадке, но с появлением многоразовых кораблей такой подход помочь уже не мог. Особенно серьёзно эта проблема встала перед американцами в ходе разработки Space Shuttle – место его посадки находилось далеко от точки старта, и вернувшийся шаттл надо было доставить обратно на космодром. Сейчас мы все знаем, как была решена эта проблема – шаттл ездил на спине Boeing 747SCA, но на первых этапах активно разрабатывалась другая идея – научить челнок летать самостоятельно.



Возможность самостоятельного полёта с установкой дополнительных двигателей была заложена в ранние требования к проекту Space Shuttle. Кроме самого челнока иметь возможность самостоятельного перелёта должен был и ещё многоразовый, на тот момент, бустер. В итоге вся система могла бы перемещаться между точкой посадки и космодромом, тем самым максимально снижая затраты на перевозку. Первоначально NASA рекомендовало всем фирмам использовать двигатели TF-33. Перед перелётом в часть баков заливалось обычное авиационной топливо, устанавливались двигатели и челнок был готов к перелёту.


Размещение двигателей для перелётов на проекте челнока от North-American Rockwell.


Размещение двигателей для перелётов на проекте многоразового бустера от Grumman.

Проект Space Shuttle развивался. Со временем из-за экономии пришлось отказаться от многоразового бустера, проект во многом был упрощён и удешевлён. В 1972 году был окончательно выбран проект челнока от North American Rockwell, однако требование оснащения шаттла реактивными двигателями сохранялось. Рассматривались варианты установки пяти TF-33 P7 или шести F-401. После посадки шаттла и его обслуживания двигатели размещались под крылом и фюзеляжем, в транспортном отсеке устанавливался бак с авиационным топливом, для улучшения аэродинамики задняя часть закрывалась специальным обтекателем. Предполагалось, что в такой конфигурации челнок сможет совершать полёты на расстояние до 700 километров, чего вполне достаточно для перелётов от точки посадки к космодрому. Основной проблемой размещения двигателей под крылом была необходимость удлинить шасси, что делало их менее прочными. Рассматривался как вариант оснащения шаттла специальным неубираемым шасси только на время перелёта, так и адаптация под установку двигателей основного шасси челнока.


Размещение пяти двигателей TF-33 P7 на челноке.


Размещение шести двигателей F-401 на челноке.

В 1973 макет шаттла с двигателями активно изучался в аэродинамической трубе. Испытания показали, что самостоятельно летать челнок умеет плоховато – слишком большой вес, не самая удачная конструкция органов управления для обычных полётов. Кроме того, расчёты показывали, что дистанция разбега челнока на взлёте будет неприлично велика. Это, а так же слишком большая вероятность повреждений при взлёте и посадке заставили в 1974 году отказаться от идеи самостоятельного полёта челнока. Тем не менее, тема установки двигателей продолжала жить. Если шаттл не может лететь самостоятельно, он вполне может полететь на буксире. Это требует установки куда меньшего количества двигателей и упрощает конструкцию. Предполагалось использовать два TF-33 P7 устанавливаемых в одной из секций грузового отсека.


Размещение двух двигателей для полёта челнока на буксире.

Всё равно, и эта идея основных проблем не решала – вероятность повреждения челнока при перелёте или воздушной аварии оставалась неприемлемо высокой. Куда более практично было возить шаттл на большом грузовом самолёте, и в 1975 году работы над установкой двигателей были окончательно прекращены. Интересно отметить, что установка турбин на челнок изучалась и в рамках разработке нашего ответа – Бурана. Но в отличие от американских, их предполагалось сделать несъёмными и использовать на этапе посадки для расширения маневровых возможностей.

Источники:
www.capcomespace.net
secretprojects.co.uk
Effect of the six engine air breathing propulsion system on Space Shuttle Orbiter subsonic stability and control characteristics. 1974.

  • 1
Спасибо, познавательно.

А всё по сути вокруг энергодефицита вертится. Пока какой-нить термоядрёный двигатель не придумают — как ни крутись, ничего вменяемого и самоходного не придумешь.

Не выйдет термоядрённые использовать у Земли. Конвенцию подписали. А вот ЯРД был у нас, даже наработка 3600 сек имеется. В Воронеже выпотрошенный стоит.

Да уж, в таких вопросах всё всегда вертится вокруг поиска какого-то оптимального варианта...
Благодарю за интересный обзор.

Пока вспомнил. Вы моё последнее письмо в ЛС получили? А то у меня тогда ЖЖ очень глючил и я теряюсь в догадках - то ли вы очень заняты, то ли ЖЖ не пропустил письмо.

Edited at 2017-01-21 07:37 am (UTC)

"Буран" явно "придумали" на основе "работ" советской разведки.

Тем не менее в статьях "ненавязчива" двигают ТЕМУ, что типа совеЦка - наука просто шла "параллельным" путём. Вот и получилось ПОХОЖЕ )

По поводу "Бурана": вы знаете, что для тренировки пилотов и отладки техники посадки был построен учебный экземпляр с двигателями на хвосте, как у Ту-154? Он мог самостоятельно взлетать, потом в нужный момент двигатели выключать и садиться, как задумывалось при возвращении из космоса.

Более того, первые проекты Бурана имели авиационные двигатели, закрытые в космосе крышками.
После входа в атмосферу этот вариант мог лететь куда угодно на дальность 1000 км.

Почему "челнок", возвращаясь с орбиты Земли, не садился сразу там, куда его потом привозили?

Шаттл садитс,я сходя с орбиты, и не может полететь куда ему захочется - потому сесть на мыс Канаверел просто невозможно. Да и удобную посадочную полосу на этом мысе не построишь.

Если бы он смог сам летать, то что бы ему мешало взлететь набрать высоту и там вкл основные двигатели и .. в космос?

Слабоваты для этого "основные двигатели" (они скорее маневровые на орбите). Дело не столько в высоте, сколько в скорости.
Создать орбитальный самолет было бы оччень круто, но пока никому не удалось.

(no subject) (Anonymous) Expand
Он неможет летать! Он тяжелее воздуха!

он не может шутить! Он глупее шуток!

Ааааа да ты тролль просто. Иди нафиг.

а аэростатом буксировать нее? просто мысля)

Были подобные проекты и у нас и на западе.

БУРАН изначально мог взлетать, летать, и садиться как самолёт
https://www.youtube.com/watch?v=x1gl-3aswK0

Да и аэродинамическое качество у него выше. Хотя типа "копия", как вещают голоса америк

"Если шаттл не может лететь самостоятельно, он вполне может полететь на буксире. Это требует установки куда меньшего количества двигателей и упрощает конструкцию. Предполагалось использовать два TF-33 P7 устанавливаемых в одной из секций грузового отсека."

"Если шаттл не может лететь самостоятельно, он вполне может полететь на буксире. Это требует установки куда меньшего количества двигателей и упрощает конструкцию."

Можно вопрос? Можете пояснить, как с Вашей точки зрения, если оно "самостоятельно летать челнок умеет плоховато – слишком большой вес, не самая удачная конструкция органов управления для обычных полётов" - как его вообще еще можно было буксировать?

С уважением.

Вопрос не ко мне - вывод что шаттл летает плоховато и почему - я взял из отчёта приведённого в источниках.
Чем руководствовались исследую возможность буксирования челнока - мне сказать сложно, возможно ему планировали ещё какие то доработки для улучшения полёта.

Вообще-то была реальная сборка Бурана с турбореактивными движками на хвосте --- на ней отлаживали автоматику посадки.

Прототип на первом рисуночке очень на английский "Victor" похож - http://www.airwar.ru/enc/bomber/victor.html - если сделать модельку и повесить её на ниточках, то тень, которую она будет отбрасывать, можно будет принять за тень от этого английского самолёта. Для перевозки "шаттлов" был создан специальный самолёт "Boeing 747 SCA" - http://www.airwar.ru/enc/craft/b747sca.html .

Предлагаю всем посмотреть на свеженькие фотографии Венеры и других планет, а также почитать интересный рассказик о процессах, происходящих сейчас в атмосфере Венеры - http://whale-roma.livejournal.com/26322.html Заранее всем спасибо за внимание.

А вот Буран почему-то взлетал с Байконура и садился на Байконур. От 110 площадки до аэродрома Юбилейный всего 10 километров. Как так получилось?... Ничо никуда возить не надо.

Хотя Буран и катался на Мрии, но не от места посадки до места запуска.

Буран сделал два оборота вокруг Земли, вошел в атмосферу по траектории западнее стартовой с Байконура примерно на 2500 километров и дотянул на бреющем))

"Буран" типа "шаттл/челнок" - это банальный атмосферный/стратосферный ракетоплан для "мягкой" самолетной посадки аэрофотосъемочной аппаратуры - которой снимали Глобус для нынешней "компьютерной"/программной модели глобальной логистики.

А "многоразовый космический корабль" - это бессмысленная ерунда: байки про "космос" придуманы по "Программе Аполлон" для попила "секретных бюджетов" как бы "на глазах у телезрителей".

Так и бюджетов никаких не было. Америки вообще не существует. Вот вы там были чтобы верить байкам в ее существовании? соответственно нет денег нет попила, там вообще ничего нет

(no subject) (Anonymous) Expand
БТС летал с земли и садился на землю.
Видать, у Бурана лучше с аэродинамикой было.

  • 1
?

Log in