youroker (youroker) wrote,
youroker
youroker

Categories:

Вкратце. И Convair тоже.

Не прошла мимо темы подводных авианосцев и фирма "Convair", что неудивительно, ибо это фирма во второй половине 40 и 50ых годах активно работала над тематикой реактивных гидросамолётов. Кроме самого создания подобных летательных аппаратов, Convair так же прорабатывали концепции их базирования, применения и снабжения.

После окончания Второй Мировой войны военные проявили большой интерес к разработке реактивного гидросамолёта-перехватчика. Возможность стартовать с воды позволяла не тратить средства на сооружение аэродромов и эксплуатировать самолёта почти везде, где есть вода в должных количествах. После собственных исследований в 1946 году, ВМС США в 1948 выдвинули конкурсное требование на создание подобного гидросамолёта. Интересно, что в отличие от аншлагов на таких конкурсах (на военном заказе, даже не дошедшим до серии, всегда можно заработать), в тот раз свои предложения выдвинули всего две фирмы - Сurtiss Wright и Convair.

После изучения предложений был выбран самолёт от Convair, созданный в рамках программы разработок гидросамолётов Skate. Это был дозвуковой двухместный гидросамолет-истребитель, пилот и оператор РЛС/штурман размещали бок о бок в широком кокпите. В качестве двигательной установки - два Westinghouse XJ40, вооружение финального варианта включало четыре 20-мм пушки в крыле. Как седьмой дизайн в программе, самолёт получил название Skate-7.


Convair Skate-7.

Во время работ над программой Skate в Convair проводились исследования размещения гидросамолётов на подводных лодках. Основной идеей было нанесение подобными самолётами неожиданного удара по врагу, связывающего его действия, пока основные силы морской авиации разворачиваются или подходят к цели. Наиболее перспективным для этого был признан Skate-7, и именного его масштабный макет в 1949 году испытывали на макете подлодки. Задачей испытаний было определение проблем при открытом размещении герметизированного самолёта на корпусе подводной лодки.


Макет Convair Skate-7 на макете подводной лодки в Модельном бассейне Дэвида Тэйлора.

Испытания показали, что при открытом размещении есть высокая вероятность повреждения самолёта. Так же неудовлетворительным было время подготовки самолёта к в злёту после всплытия (около 2 часов). Потому было решено разработать иной вариант базирования самолётов на лодках. В 1950 году военные решили, что дозвуковой гидросамолёт им уже не нужен, закрыли финансирование программы Skate-7 и объявили о начале нового конкурса по созданию нового сверхзвукового гидросамолёта. В этот раз конкуренция на конкурсе была гораздо сильнее, и лишь в 1951 году победителем в ней вышел снова самолёт Convair, потомок программы Skate, XF2Y-1 Sea Dart.


Convair XF2Y-1 Sea Dart.

Идея о размещении самолёта на подлодках так же не была забыта. В этот раз в Convair подошли к делу основательней. Интерес к подобной тематике со стороны военных увеличивался, а Convair имела неоспоримое преимущество перед другими фирмами, возможными конкурентами, у них был почти готовый гидросамолёт. Благодаря умению самолёта взлетать и садится на воду, решалась проблема пуска самолётов с ограниченного пространства подводной лодки. Тем не менее, инженеры Convair считали необходимым создание как специализированной лодки, так и специализированного варианта Sea Dart. Самолёт был немного уменьшен в размерах и оснащён складным крылом.


SeaDart, модернизированный для размещения на подводном авианосце.

В 1951 году был представлен проект, предполагающий создание специализированной субмарины-носителя с ядерной силовой установкой. В ангаре, помещалось три модернизированных SeaDart. Истребитель должен был подниматься из ангара подлодки на воду на подъёмнике и спокойно с неё взлетать. После посадки он просто подбирался подлодкой и отправлялся обратно в ангар. Так же подлодка должна была нести торпедные аппараты для самообороны.


Проект ядерного подводного авианосца от Convair.


В отличии от предыдущих проектов, сведения об этом поступили в прессу.

Так же как и в более поздних проектах, основной целью этого авианосца должно было стать прикрытие атакующих подлодок-носителей стратегического оружия, действия по прикрытию десанта и неожиданный ядерные удары по прибрежной инфраструктуре врага. Но в тот момент моряки не считали посильным для своего бюджета создание специализированного подводного авианосца, тем более ядерного. Не смотря на то, что в 1952 году Convair представил предложении о создании подобных авианосцев из устаревших дизельных субмарин, военные уже сделали свой выбор в пользу размещения самолётов на подлодках-ракетоносителях.

Источники:
Polmar, N., Moore, K. “Cold War Submarines,” Potomac Boks, Inc., 2004
Treadwell, T. “Strike From Beneath The Sea,” Tempus Publishing Ltd, 1999
“Flying Carpet Feasibility Study,” Boeing Airplane Company, D3-1870-8, 18 December 1958
Tags: США, авиация, атомпанк, вкратце, гидросамолёты, история, истребители, подводные авианосцы, подлодки, проекты, сверхзвук, флот, холодная война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments