youroker (youroker) wrote,
youroker
youroker

Category:

Конкурент пузатой рыбки. Доработка C-133 Cargomaster под перевозку негабаритных грузов.

Если хочешь быть уверенным в результате - не клади все яйца в одну корзину. Знало об этой житейской мудрости и руководство NАSА и вместе с выделением денег на безумную идею Джона Конроя по переоборудованию старых Boeing 377 Stratocruiser в транспорты для частей ракетной программы Сатурн обратилась и к Military Air Transport Service (сокращённо МАТS, департамент объединивший транспортную авиацию ВВС и ВМС США) с просьбой содействовать в разработке самолёта способного перевозить негабаритные грузы. МАТS так же была заинтересована в создании подобного самолёта, потому уже от своего имени в 1961 году обратилась к Douglas с заданием разработать проект такой машины.



Так как бюджет программы был ограничен, вариант по разработке нового самолёта не рассматривался. Инженеры Douglas приняли решение доработать свой же транспортный самолёт C-133 Cargomaster под перевозку негабаритных грузов. После небольших исследовательских работ и продувки простейших моделей, наиболее оптимальным вариантом по соотношению цена-качество был признан проект перевозки частей ракеты в специально разработанном контейнере, размещаемом на спине самолёта. В качестве запасного проекта рассматривался вариант создания специального планера, который бы использовал в качестве тягача тот же C-133.


Проект транспортного планера грузоподъёмностью 50 тонн, способного перевозить любые ступени ракеты Saturn-1.

Первоначально предполагалось создание транспортных капсул двух типов - малой и большой. Малая капсула предназначалась для перевозки космических кораблей типа Apollo или Dyna-Soar или отдельных частей крупных ступеней. Эта капсула требовала минимальной доработки самолёта, на спине размешалось крепление капсулы, на законцовках вертикальных стабилизаторов устанавливались два малых дополнительных киля, которые даже можно назвать винглетами. Все эти дополнения с лёгкостью демонтировались, вновь превращая самолёт в обычный транспорт.


Чертёж размещения малой капсулы на Douglas C-133 Cargomaster.


Douglas C-133 Cargomaster с малой капсулой в полёте.

Большая капсула могла вмещать в себя весь набор ступеней и стартовых ускорителей программы Saturn. В первоначальном варианте, как и с малым вариантом, предполагалось лишь установка креплений для капсулы, сохраняя возможность обратного переоборудования самолёта.


Первоначальный вариант размещения большой капсулы на Douglas C-133 Cargomaster.

Но продувка такого варианта в аэродинамической трубе показала, что такое размещение капсулы серьёзно сказывается на аэродинамике, создавая опасные зоны низкого давления. Удручала и развесовка самолёта, нос оказывался перетяжелён. Решением обеих проблем стало бы смещение капсулы назад, но это требовало переделки самолёта, особенно хвоста. К сожалению, других решений в Douglas предложить не могли, потому был подготовлен проект C-133 с разнесенным Н-образным вертикальным оперением. Благодаря этому капсула была смещена назад, что бы восстановить развесовку самолёту, а массивные кили компенсировали проблемы с аэродинамикой. Предполагалось переоборудовать по такому проекту до двух C-133. которых бы хватило для нужд NАSА и MATS.


Чертёж размещения большой капсулы на доработанном Douglas C-133 Cargomaster.


Продувочная модель доработанного Douglas C-133 Cargomaster с большой капсулой.


Модель доработанного Douglas C-133 Cargomaster с различными вариантами грузов.

В середине 1962 года предложение Douglas было отправлено на рассмотрение NАSА и быстро отклонено из-за цены. Оказалось что покупка и распил в ремонтной мастерской нескольких старых Boeing 377 для создания "Беременного Гуппи" значительно дешевле, чем услуги полноценной авиастроительной фирмы. К тому же несмотря на весь скепсис, дела у проекта Джона Конроя шли хорошо и NАSА решило сделать ставку на него. MATS же в одиночку финансировать проект Douglas не собиралась, и так же отказалось от его дальнейшей проработки.

Источники:
LOW-SPEED CHARACTERISTICS OF A 1/2O-SCALE FOUR-ENGINE TRANSPORT MODEL WITH LARGE BODIES MOUNTED ABOVE THE FUSELAGE
Society of Automative Engineers Journal. 12-1961
Operational Experiences. H. E. Bauer.
Jane's All the World's Aircraft. 1962.
Tags: США, авиация, вкратце, гражданское, космос, проекты, транспортная авиация
Subscribe

  • Восхождение "Властелина морей". Дополнение.

    На днях на Варспоте вышел ещё один материал от меня - о создании Martin P6M SeaMaster, вопросах его базирования и самообороны. К сожалению не все…

  • Стелс, начало эпохи.

    По миру гуляет эпидемии и самоизоляции, и это конечно же плохо. Но даже в самом ужасном есть крупицы чего-то хорошего. Давно у меня не было времени…

  • Большой космический флот США.

    Совместный с fonzeppelin материал для Вархеда. Атомные линкоры с кучей ядерных ракет, ударные космические крейсеры и рельсотронные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments