youroker (youroker) wrote,
youroker
youroker

Categories:

Пенсионер и чёрные вертолёты. Сверхсекретная программа Senior Citizen.

За любой сферой человеческой жизни следует мифология, какую область деятельности не возьми, даже самую научно продвинутую - у неё будут свои хотя бы маленькие мифы. Не осталось в стороне конечно и авиация. И заслуженным чемпионом, обогнав даже Третий Рейх, несомненно является США. Общее недоверие к правительству, свойственное менталитету типичного американца, заставляет из каждого секретного проекта раздувать заговор. А так называемых "чёрных проектов" у США и правда не мало. Наверно наиболее известна из них гиперзвуковая "Аврора", но и остальные достойны упоминания. Например, программа "Senior Citizen" - легенда гласит, что это специальный транспорт для самых секретных подразделений правительства США, отвечающих за охрану самых страшных тайн. Абсолютно невидимый для радаров, и возможно невидимый в световом диапазоне, бесшумный, он может доставить группу зачистки со сверхзвуковой скоростью в любое место земного шара и высадить их в любой точке, благодаря вертикальной посадке. Ничего не напоминает? Да-да, похоже на так называемые "чёрные вертолёты". Это, несомненно, две родственные легенды, имеющие один источник. Но какой? Давайте же разберёмся.



Как я уже говорил в статье "Киберпанк на взлёте. Программа SOFTA." в начале 90-ых годов перед Армией и ВВС США встала задача создания специального транспортного самолёта, способного абсолютно незаметно доставить группу спецназа к цели, игнорируя ПВО. После проработки вопросами силами малых фирм, в 1992 году было решено обратится с заданием на создание транспортного стелс СВВП к крупным фирмам. На основе ранних проектов были доработаны требования. Повысился требуемый уровень незаметности, могли быть использованы только турбореактивные двигатели. Требования к грузоподъёмности сохранились те же: 12 спецназовцев и 200 килограмм снаряжения на одного человека. Как у любой сверхсекретной программы в названии использовалось слово Senior - Senior Citizen (Пенсионер). К сожалению, если ранние программы вроде SOFTA уже достаточно рассекречены и о них можно говорить подробно, то Senior Citizen и сейчас секретна, а скудную информацию к размышлению мы получаем из немногих рассекреченных документов и сливов информации в прессу.


Слайд из презентации 2004 года с требованиями к программе Senior Citizen.

Известно, что в конкурсе принимали участие: USAF Wright Laboratory, Northrop, Boeing, Lockheed.

Wright Laboratory официально в конкурсе 1992-93 годов не участвовала и выступала в роли одного из арбитров. Для лучшего понимания вопроса специалисты Wright Laboratory сами разработали несколько проектов стелс-транспорта для спецназа. В случае неудачи остальных конкурсантов эти проекты могли быть переданы одной из фирм для дальнейшей доработки. Все проекты использовали турбореактивные двигатели, тяга с которых или использовалась для зависания или передавалась на винты в кольцевых каналах. Все проекты выполнены по схеме "летающее крыло".


Пятидвигательный Senior Citizen от Wright Laboratory. По два двигателя расположены на каждой стороне от кабины пилота, каждый из них может использоваться как маршевый или передавать тягу на свой винт. Пятый двигатель расположен над кабиной пилотов и используется исключительно как маршевый. Так же обратите внимание на люк в десантном отсеке, используемый для высадки при зависании.


Senior Citizen от Wright Laboratory с использованием пяти турбовальных газотурбинных двигателей.


Двенадцатидвигательный Senior Citizen от Wright Laboratory. На каждой стороне самолёта расположено по 2 маршевых двигателя и 4 двигателя для вертикального полёта.

Проект Northrop наиболее интересен историей его появления на публике. В 1995 году один из уволенных сотрудников Northrop, сохранивший свою анонимность, предоставил прессе рисунки сверхсекретного самолёта, в разработке и постройке которого он участвовал. Это был стелс-транспорт для войск специального назначения, способный к вертикальному взлёту и посадке. По словам уволенного сотрудника - был построен минимум один прототип. Стоит ли доверять его словам и рисункам? Сложно сказать. В его рассказе эта программа впервые была названа Senior Citizen, что в будущем было подтверждено источниками уже заслуживающими доверие, но это не аргумент в пользу полной достоверности его слов. Но, к сожалению, ничего более о проекте Northrop не известно.


Оригинальный рисунок от анонимного бывшего сотрудника Northrop.




Реконструкция выполненная художником Matej Furda.

Lockheed как обычно привлёк к разработке Skunk Works. Финальный проект представлял собой летающее крыло с шестью турбореактивными двигателями, которые и использовались как маршевые и могли передавать тягу на винты в кольцевых каналах. Каналы с винтами могли закрываться для лучшей аэродинамики. О ранних же вариантах, которых Скунсами было разработано около 20, практически нет никакой информации.






Lockheed Senior Citizen, иллюстрации из патента.


Lockheed Senior Citizen, иллюстрация из ежегодно отчёта Lockheed от 1995 года.


Lockheed Senior Citizen, реконструкция от Popular Science.


Один из ранних вариантов проекта Lockheed Senior Citizen.

Главной особенностью проекта от Boeing было размещение десантников в сбрасываемой транспортной капсуле. При погрузке сначала десант размещался в капсуле, потом её вставляли в транспортный самолёт, при десантировании сбрасывалась вся капсула. Не очень понятно, как при таком концепте осуществлялась эвакуации отряда после выполнения миссии. Как и в других проектах, маршевые турбореактивные двигатели передавали тягу на винты в кольцевых каналах, расположенных в крыле и в носу.


Транспортная капсула для проекта Boeing Senior Citizen.


Общий внешний вид Boeing Senior Citizen.


Boeing Senior Citizen.

Внимание - написанное дальше, лишь теория, не подтверждённая никакими фактами.

[Домыслы]На этом документально подтверждённая часть истории Senior Citizen заканчивается. Более никаких серьезных документов, говорящих о судьбе этого проекта нет. Был ли он построен, как утверждает "аноним" работавший в Northrop? Сложно сказать. Но есть несколько моментов. на которые я бы хотел обратить внимание. Как уже мог заметить достаточно внимательный читатель, проекты Boeing и Lockheed освещены. хоть и частично, в их отчётах, оформлены патенты. В то время, какая либо достоверная информация о проекте Northrop, хотя его участие в этом проекте подтверждено, отсутствует. Может ли это означать, что именно проект от Northrop продвинулся дальше всего, и потому секретность с него не снята даже частично? Ещё один интересный момент - в середине 00ых один из тест-пилотов Northrop похвастался своими значками, за участие в различных испытательных программах. Один из них относился к успешному завершению испытаний программы Northrop Ninja. Давать какие-то комментарии по поводу этого значка он отказался.


В стилизованном изображении ниндзя вполне может быть укрыт силуэт испытуемого самолёта. А теперь посмотрите на плечи и вспомните возможный внешний вид Northrop Senior Citizen.

Последнее предположение исключительно конспирологическое, и даже мне оно кажется бредовым. В базовой легенде о "чёрных вертолётах" они часто сопровождают некие треугольные объекты. Цитирую одно свидетельство от 1995 года:

"— Ночью мне не спалось, и я вышел подышать свежим воздухом. Яркие звезды светили ровным светом, Вдруг в северо-восточной части небосвода звезды исчезли, как будто их закрыли тучи. Я заметил, что темное пятно перемещается по небу в направлении Напы. Через несколько минут я увидел на более светлом фоне огромный треугольный объект и рядом с каждым углом треугольника — по вертолету. В тишине летней ночи был слышен характерный звук работающих пропеллеров. И треугольник, и вертолеты были абсолютно черные."

Могло ли это быть испытание одного из "чёрных проектов", в том числе и Senior Citizen? Полностью отрицать такую возможность нельзя.


Источники:
Aeronautics at AFRL. Dr. Walter F. Jones.
Skunk Works Digest. Volume 05 : Number 149.
VSTOL Concepts for Special Operations. Disselkoen, Allen D.
Патент US 5320305 A.
SPECIAL OPERATIONS AIRCRAFT NEEDS, OPTIONS AND FEASIBILITY. R. B. Chisman.
Special Operations Aircraft (SOA) Design Study. Nicolai, L.M.
secretprojects.co.uk
Tags: СВВП, США, авиация, проекты, рассуждалово, стелс, транспортная авиация, тяжёлая наркомания
Subscribe

  • Восхождение "Властелина морей". Дополнение.

    На днях на Варспоте вышел ещё один материал от меня - о создании Martin P6M SeaMaster, вопросах его базирования и самообороны. К сожалению не все…

  • Стелс, начало эпохи.

    По миру гуляет эпидемии и самоизоляции, и это конечно же плохо. Но даже в самом ужасном есть крупицы чего-то хорошего. Давно у меня не было времени…

  • Большой космический флот США.

    Совместный с fonzeppelin материал для Вархеда. Атомные линкоры с кучей ядерных ракет, ударные космические крейсеры и рельсотронные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments