youroker (youroker) wrote,
youroker
youroker

Categories:

Предшественники пенсионера. Программы ATTT и ATTMA.

В процессе обсуждения и подготовки предыдущей статьи, один коллега задал интересный и резонный вопрос: если программы SOFTA и Senior Citizen были секретны, откуда же в начале 90-х появился миф о подобных самолётах, причём, с относительно точным описанием. Это сподвигло меня на написание этой краткой заметки, в которой расскажу о двух программах, предварявших SOFTA и Senior Citizen - ATTT (Advanced Technology Tactical Transport) и ATTMA (Advanced Transport Technology Mission Analysis). В рамках обеих программ, предусматривалось создание транспортного самолёта малой/средней дальности, один из возможных применений которого была доставка войск специального назначение. И что самое интересное - обе программы не входили в список чёрных и достаточно активно освещались в прессе.

Advanced Technology Tactical Transport.


В 1985 году ВВС США обратились к DARPA, с запросом на разработку транспортного самолёта, максимально простого, дешёвого и нетребовательного к посадочным площадкам. Предполагалось, что такой самолёт мог быть использован для снабжения небольших отрядов войск в условиях, когда невозможна постройка хоть какого-то нормального аэродрома, или для заброски групп специального назначения. Использовать для этих целей же различные ССВП военные уже расхотели, по причине дороговизны.



В свою очередь DARPA обратились к Scaled Composites с контрактом на создание такого самолёта. Требовалась машина, способная с 20 солдатами в полной экипировке взлетать с полосы не длиннее 120 метров и пролетать не менее 2000 километров в одну сторону. В 1986 году Scaled представили проект транспортного самолёта, с использованием двух крыльев, размещённых на одном уровне друг за другом и серьёзной механизацией крыла при помощи закрылков Фаулера. Для проверки работоспособности проекта был построен испытательный самолёт Scaled Composites Model 133, представлявший собой уменьшенную на треть копию проекта транспорта. В середине 1986 года было изготовлено 2 варианта самолёта с разными хвостами (их фотографии вы можете видеть выше). Проект показал себя вполне успешно, подтвердив работоспособность механизации, но в 1987 году военные отозвали контракт, пересмотрев свои требования к подобному самолёту.

Этот проект подробно освещался в прессе и даже попал в советские издания, где его, конечно, заклеймили как орудие империализма. Забавно, что спустя два года практически идентичный проекту Scaled Composites самолёт был представлен в КБ Хруничева.


Статья о американском проекте в советской прессе.


Хруничев T-2402 "Динозавр".

Advanced Transport Technology Mission Analysis.
В 1987 году военные решили переработать требования к транспорту специальных войск. Так как окончательные требования не были сформированы, они обратились к фирмам McDonnell Douglas и Boeing с предложением сформировать их взгляд на транспорт для специальных войск, который можно будет построить в начале 90-ых годов. Обе фирмы откликнулись на предложение и предоставили свои проекты.

McDonnell Douglas видела транспорт особых войск только с вертикальным взлётом: либо как конвертоплан с поворотными моторными гондолами и обычным фюзеляжем, либо как самолёт по схеме с интегральной компоновкой, крылом изменяемой стреловидности и дополнительными двигателями для вертикального взлёта и посадки. В конструкции второго использовались элементы технологии Стелс.


McDonnell Douglas ATTMA - вариант конвертоплана.




McDonnell Douglas ATTMA - вариант с интегральной компоновкой.

Boeing предложил проект транспорта выполненного по схеме «бесхвостка» с треугольным дельтавидным крылом большой стреловидности. Вертикальный взлёт и посадка обеспечивались при помощи восьми дополнительных двигателей, расположенных за кабиной пилота и десантным отсеком, маршевый турбореактивный двигатель размещался в задней части фюзеляжа. Интересно, что для доступа в десантный отсек использовался откидной трап на "брюхе" самолёта.




Boeing ATTMA.

В 1988 году военные США исследовали предоставленные проекты и выплатили вознаграждения фирмам. На основе этих наработок были сформулированы требования к будущей программе SOFTA. Результаты ATTMA так же активно освещались в прессе, как США, так и Западной Европы. Как мы видим информации о АТТТ и ATTMA хватало для того что бы сформировать облик транспорта спецназа достаточно близкий к реальности.

Источники:
Bill Sweetman - Kurzstartfähige Flugzeuge der Zukunft - Interavia Germany, March 1988
Flightglobal - 10-1986
Aviation Week 3-1988
Tags: СВВП, СССР, США, авиация, вкратце, конвертопланы, проекты, стелс, транспортная авиация, холодная война
Subscribe

  • Восхождение "Властелина морей". Дополнение.

    На днях на Варспоте вышел ещё один материал от меня - о создании Martin P6M SeaMaster, вопросах его базирования и самообороны. К сожалению не все…

  • Стелс, начало эпохи.

    По миру гуляет эпидемии и самоизоляции, и это конечно же плохо. Но даже в самом ужасном есть крупицы чего-то хорошего. Давно у меня не было времени…

  • Большой космический флот США.

    Совместный с fonzeppelin материал для Вархеда. Атомные линкоры с кучей ядерных ракет, ударные космические крейсеры и рельсотронные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments