Бумажные миры...

Исследование бумажных миров и многое другое...

Previous Entry Share Next Entry
На дороге к F-35. General Dynamics Convair Model 200.
youroker
Как и в любой сфере человеческой деятельности, в истории военной техники бытует огромное количество мифов. Какие-то из них распространены во многих странах, например миф о том, что немцы в период второй мировой войны изобрели всё что можно, а весь мир потом у них только копировал, но об этом я уже говорил не раз. Другие легенды свойственны отдельным странам. Не избавлена от этого конечно и Россия. Один из наиболее популярных мифов – происхождение американского истребителя F-35 от нашего Як-141. Якобы американцы в 90-ых у нищей РФ купили все технологии и на основе их и построили свою машину. Для обывателя не в теме это объяснение логично, ведь и правда, в США один только британский "Харриер" был из СВВП, а тут из ниоткуда появляется F-35. Но вот если присмотреться повнимательнее, вдруг оказывается, что США прошли все этапы исследования и создания машин вертикального взлёта и посадки – набили немало шишек, но и всё необходимое для F-35 создали сами. И вот об одном таком "недостающем звене" мне и хочется поговорить.



В конце 60-ых годов перед флотом США встала проблема недостатка авиационной поддержки. Возрастающее влияние СССР в странах третьего мира требовало резкого усиления контроля над мировым океаном. Кроме того росла угроза от советских субмарин, и в случае войны конвои из США в Европу требовалось от них защищать. Увеличить программу постройки суперавианосцев не представлялось возможным, даже бюджет США не был безграничным, и адмиралы решили возродить концепцию эскортных авианосцев, но уже под новым названием - Sea Control Ship (SCS). Появление СВВП позволило оснастить даже небольшие авианесущие корабли реактивной авиацией, а значит сделать их вполне конкурентоспособными в современных условиях. По расчетам, за ту сумму, что стоил один атомный многоцелевой авианосец, можно было построить восемь SCS, что позволило бы использовать их там, где нужна авиаподдержка, а авиагруппа суперавианосца будет избыточной. Параллельно проектированию SCS стартовала и программа разработки многоцелевого самолёта для них.


Convair Model 200 на фоне одного из вариантов SCS.

Практически все крупные авиастроительные фирмы США и несколько западноевропейских приняли участие в конкурсе объявленным флотом США. Основным условием было создание самолёта вертикального взлёта и посадки способного развивать сверхзвуковую скорость, вести полноценный воздушный бой и иметь полезную нагрузку аналогичную AV-8A Harrier. По этим требованиям в компании Convair был разработан проект Model 200. Это был самолет, выполненный по схеме утка с дельтовидным крылом и развитым дельтовидным передним оперением, что по расчётам позволяло достичь манёвренности, превосходящей советский МиГ-21. Особое внимание было уделено обзору из кабины пилота и устойчивости на малых скоростях полёта для достижения лучших результатов при атаке наземных и наводных целей.


Выбор аэродинамической схемы для Convair Model 200.




Convair Model 200.

Силовая установка состояла из подъемно-маршевого турбореактивного двигателя Pratt & Whitney JTF22A-30A (вариант F401), расположенного в задней части фюзеляжа и имевшего поворотное сопло из трёх шарнирно соединённых сегментов. За кабиной пилота размещались два подъемных двигателя Allison XJ99, воздух для которых подавался через расположенные на верхней части фюзеляжа створки. На нулевой и низкой скорости обеспечивался отбор воздуха от подъемных двигателей к соплам, расположенным у законцовок крыла и в носовой части фюзеляжа, для распределения подъёмной силы. По расчётам Model 200 должен был развивать скорость до 2 Мах, и иметь возможность совершать вертикальный взлёт при полезной нагрузке в две тонны. При горизонтальном взлёте полезная нагрузка составляла 5 тонн. Максимальная дальность с нагрузкой в две тонны и без ПТБ - 450 километров.


Внутреннее устройство Convair Model 200.


Схема размещения двигателей в Convair Model 200.

Масса пустого самолёта – девять тонн. Вооружение – 20-мм автопушка М61 Vulcan, две точки подвески для ракет Sidewinder на законцовках крыла и шесть универсальных точек, четыре под крылом и две под фюзеляжем (использовались только при горизонтальном взлёте). Авионика самолёта была адаптирована под использование ракет Sidewinder и Sparrow, а так же всего набора бомбового вооружения, в том числе ядерных бомб B61, блоков неуправляемых ракет и пушечных контейнеров. Самолёты могли использовать как для завоевания превосходства в воздухе, так и для выполнения ударных задач. Кроме того было возможно осуществление базовых противолодочных функций при использовании специального подвесного оборудования.




Масштабная модель Convair Model 200.


Модель Convair Model 200 для продувки в аэродинамической трубе.


Convair Model 200 взлетает с палубы SCS.

Параллельно прорабатывался вариант Model 201 - самолёт укороченного взлёта и посадки для использования на больших авианосцах. Он был на 80% унифицирован с Model 200, отличался от него в основном двигательной установкой, вспомогательные подъёмные двигатели были убраны, вместо них размещался дополнительный запас топлива, двигатель JTF22A-30A заменялся на JTF22A-26A, чуть более мощный и без поворотного сопла. В итоге полезная нагрузка самолёта возросла до 6 тонн, а дальность полёта без ПТБ до 700 километров. В остальном ЛТХ самолёта соответствовали Model 200. Model 201 предполагалось использовать в связке с более тяжёлыми F-14, помогая им в ближнем манёвренном бою и выполняя ударные задачи.


Отличия Convair Model 201 от Convair Model 200.

На базе Convair Model 201 так же разрабатывался двухместный вариант для обучения пилотов как Model 201 так и Model 200. В других модификациях двухместный вариант мог выполнять задачи противолодочной борьбы или носителя высокоточного управляемого вооружения. В таком случае второй пилот исполнял роль оператора вооружения.


Convair Model 200, одноместный и двухместный варианты Convair Model 201.

В конце лета 1972 года среди всех представленных проектов флот выбрал предложение от Convair и проект XFV-12 от Rockwell. Вариант Rockwell выглядел более приемлемым, из-за большего опыта фирмы в создании СВВП и меньшей цены, при тех же характеристиках. Тем не менее, Model 200 хоть и находился на роли запасного, всё равно планировался к постройке в 1975 году, потому Convair получила дополнительное финансирование в размере 300 тысяч долларов на дальнейшую проработку проекта. Проявил интерес флот и к Model 201 - после анализа проекта Convair было обещано приоритетное право участия в конкурсе на лёгкий палубный истребитель, который должен был стартовать в 1974 году.


Посадка Convair Model 200 на палубу SCS.

В 1974 году в Сенате прошли слушания по выделению финансирования на постройку XFV-12 и Model 200. На них концепция Sea Control Ship была подвергнута серьёзной критике, поскольку такие корабли не могли выполнять задачи вблизи побережья Советского Союза и, следовательно, были во много бесполезны в условиях глобальной войны. Поэтому получить деньги на постройку обоих прототипов не удалось, так что флот отдал предпочтение XFV-12 и отозвал финансирование у Convair. Но, как и было обещано ранее, Model 201 всё же стал участником стартовавшего конкурса VFAX.


Масштабная модель Convair Model 201.




Компьютерная модель Convair Model 201.

В конце 1974 года General Dynamics, владельцы Convair, решили, что отныне Model 201 будет проходить под обозначением General Dynamics Model 218. Для дальнейшего участия в VFAX произошла незначительная доработка авионики, так как в остальном Model 218 соответствовал требованиям конкурса. Сложно сказать, какая судьба ждала бы этот проект, но в 1975 году в General Dynamics отозвали Model 218 с конкурса, заменяя её палубной версией YF-16, что, по их мнению, помогло бы значительно сэкономить за счёт унификации. На этом история Convair Model 200 и самолётов на его базе заканчивается.


General Dynamics Model 218.


Взлёт General Dynamics Model 218.

Тем не менее, идеи и наработки Model 200 не пропали бесследно. В 90-ых годах Lockheed Martin выкупило у General Dynamics все их авиационные подразделения, в том числе и Convair. Вся информация и результаты, полученные в ходе работ над Model 200, были использованы в последующих проектах, в том числе и в F-35. Так что именно Model 200 следует считать предком F-35, в то время как Як-141 послужил лишь подтверждением, что направление взятое ещё в 70-ых верно и работоспособно. Интересно отметить, что многие любители истории американской авиации считают, что выбор XFV-12 был не верен, и если бы Model 200 сопутствовал успех, США могли бы получить сверхзвуковой истребитель вертикального взлёта ещё в 80-ых годах.

Источники:
Air International 10-1974
up-ship.com
Air Enthusiast 03-1973
USE OF FLY-BY-WIRE TO OBTAIN PERFORMANCE IMPROVEMENTS IN A DELTA-CANARD DESIGN
General Dynamics F-16. William G Holder
San Diego Air & Space Museum Flickr photostream

  • 1
Как это ни странно, выглядит он очень правдоподобно и реалистично. Как будто действительно стоял на вооружении.

А насчёт Як-141 - всё-таки совсем со счетов его списывать нельзя, свою роль он сыграл, пусть она возможно и не была решающей.

Ну как я и написал, 141 стал подтверждением, что концепция рабочая и надо её доводить, а не искать что-то новое.

Любимого арта, на котором больше всего видно сходство с F-35B, что-то нет, а так хорошая подборка



Edited at 2016-11-12 04:58 pm (UTC)

Артов итак много - а именно этот в хорошем качестве найти не удалось) Вот и решил без него)

вообще, что касается предков F-35, есть вот такая картиночка от Локхида



где-то 1988 год, по программе ASTOVL

Edited at 2016-11-12 05:15 pm (UTC)

Ага, я встречал информацию что это Рэмеровский концепт в рамках его работы над SDLF 91-92 года.

>> На них концепция Sea Control Ship была подвергнута серьёзной критике, поскольку такие корабли не могли выполнять задачи вблизи побережья Советского Союза и, следовательно, были во много бесполезны в условиях глобальной войны.

Вообще основная причина была другой и довольно приземленной - SCS имел небольшое количество сторонников в самом флоте и очень много противников, справедливо полагавших, что он нанесет удар по программам строительства "суперов".
Поэтому собственно со времен "Форрестолов"-"Энтерпрайзов" в ВМС США нет реальных подвижек в области легких-средних авианосцев несмотря на практическую полезность. Сейчас это привело к созданию на базе УДК (и так довольно "авианосных") пары мутантиков типа "Америка", фактически являющихся легкими авианосцами, но формально все еще десантными кораблями.

Edited at 2016-11-12 05:28 pm (UTC)

Это уже причина почему SCS таки померли - а судя по информации о обсуждении в сенате денег на СВВП - в ходе него сенаторы обратили внимание именно на момент "бесполезности" в войне с СССР.

Красивый самолет.

не... утки вообще редко бывают красивыми.

-Один из наиболее популярных мифов – происхождение американского истребителя F-35 от нашего Як-141.

Вместе с концепцией стелс, угу :)

Convair, прекрати!

Edited at 2016-11-13 12:10 pm (UTC)

А есть какие-то подтверждения, что документация на Convair не то, что бы легла в основу Ф35, а вообще сохранилась в каком-то объёме? Потеряли же они документацию на лунные ракеты при том, что там программа тихо-мирно была закрыта со сдачей всего наработанного в архив, а тут обрезали финансы, может им в один прекрасный день сказали что всё, песенка спета, бросаем всё и сваливаем на следущий объект

То, что Локхид с ОКБ Яковлева в 1995 году начал сотрудничество, именно с целю получения всех наработок Як-141, это факт. И факт, что именно после этого в США появился собственный самолет СВ/КВП... А все прочее, картинки и модельки 70-х годов, так и остались картинками и модельками.

Сотрудничество - в стиле "мы съездим посмотрим на ваш самолёты и купим результаты испытаний"? О да - именно из этого самолёты и делают. То что до начала "сотрудничества" уже были и двигатели и отработано поворотное сопло и тыды - настоящего русского патриота это не волнует.
Ах да, вы конечно же верите, что АК, это криво скопированный штурмгевер 44?

Edited at 2016-11-13 10:04 am (UTC)

Настанут ли времена, когда люди перестанут соревноваться в создании машин смерти? Ведь один такой самолётик способен уничтожить десятки тысяч человек со всеми их мыслями, чувствами, делами.
Если некоторые так хотят драться, то пусть дерутся один на один, на кулаках с себе подобными из противоположного лагеря. Увы, наивные мечты.

Настанут ли времена, когда люди перестанут соревноваться в создании машин смерти?

Такие времена скоро наступят. Скоро сами машины начнут не только работать за человека, но и командовать за него, думать или решать.
Профессия учёный - отмирающая профессия. Об этом заявили сами ученые в своем знаменитом обращении на Международной объединенной конференции в Аргентине.

Ничего сия статейка не доказывает и не объясняет.
Что у нас, что в штатах на каждый самолет в небе приходятся десятки прототипов и сотни моделей, тысячи и десятки тысяч чертежей и прочего.
На кого рассчитана сия статейка? Даже для 1 курса МАИ - и то слабовато будет.

Ещё один прибежал. Десятки прототипов Як-141 покажете, студент МАИ? А АК, по вашему, это украденный у немцев Штурмгевер 44, криво переделанный Калашниковым?

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Автор, видимо, не понимает разницы между ЭСКИЗНЫМ ПРОЕКТОМ и реализацией В МЕТАЛЛЕ. Эта разница - годы и миллиарды $$ на предварительные исследования, проверку принятых решений, испытания и переконструирование прототипов узлов, реальное проектирование, создание прототипа-демонстратора, его испытания, окончательные конструктивные решения, согласованные с заказчиком, проектирование, постройка, испытания и опытная эксплуатация предсерийных изделий, внесение изменений в конструкцию и, наконец, серия.
Для улучшения понимания - почитайте как американцы АЭС в Китае строили. Притом по проекту, основанному на уже работающих реакторах (т.е. прототипы вполне уже себе работали)...

Вот и отлично - как раз всё это в программе F-35 задолго до того, как подлые американцы украли 141ый. Но почему то прочитать в статье, что 200ая модель была одним из множество шагов у вас не выходит.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
В принципе программа реально существовала Нана-Лугара (по имени сенаторов), Обама даже засветился в ней и пресловутый Гидромаш алматинский (который успешные торпеды делал кильватерные на Иссык-Куле их испытывали) там участвовал, весь постсовковый ВПК засветился кроме РФ разве что, цель приехать-купить руководство за бабло - уничтожить технологии производства лучшего советского оружия, да много какие заводы тогда разрушили. Поддержу метролога идея это одно, а технология другое, в принципе генералы всегда готовятся к прошедшим войнам, неизвестны ни реальные качества ни Яка ни американца. А реальное оружие в принципе неплохое делали в свое время и истина где то посередине. Судить кто у кого что украл вообще глупо, ну украли и сэкономили, подводные камни только бывают потом, как и с этим самолетом зачем он сейчас нужен - пустил беспилотник пусть летает, с другой стороны студент с Москвы возьмет и вай-фай американцам выключит или наоборот. Вся оборонка это типичная езда по ушам своему руководству и дезинформация противника как с вундервафлями на парадах или базара вояк по типу 38 снайперов или за неделю возьмем Грозный, в реальности все будет иначе. Миру-мир.

США хотели разрабатывать летающую мишень на базе "Москита" но "Орбитал Сайнс" возмутилась: мол, неужто сами сверхзвуковую маневрирующую низколетящую не сделаем? И сделали...

"Кроме того,,,,, росла"
-- Афтар, прикинь -- какая вера твоему материалу,
йэсли ты дажэ зопиатыйи ставить нин оучилсиа.

Боже мой, тушеночная невеста нас всех разоблачила!

Очень крутая и интересная статья.
Автору - респект

Интересно почитать оппонентов, настаивающих на величии ВПК ссср.

Это вообще грустно, когда вместо настоящих достижений гордятся "а они у нас самолёт украли!".

Edited at 2016-11-14 10:20 am (UTC)

(no subject) (Anonymous) Expand
  • 1
?

Log in

No account? Create an account