?

Log in

No account? Create an account

Бумажные миры...

Исследование бумажных миров и многое другое...

Previous Entry Share Flag Next Entry
История со смыслом. Второй мститель, боевая голова и пила.
youroker
Новые времена придают порой обычным словам очень новые и яркие смыслы. Так и безобидные словечки "попил" и "распил" из столярных терминов вдруг превратились в громкие политические лозунги. Капитализм с человеческим лицом обрушил на жителей СНГ понимание, что деньги решают многое, особенно если они большие, и вот уже к концу 00-ых проблема нецелевого расходования явно завышенных бюджетов стала одной из главных в повестке любого диспута, связного с властью. Но очень быстро в дело включились механизмы компенсации и успокоения, и поскольку найти оправдание "распилам" в нашей жизни очень сложно, в дело вступил аргумент "А что вы про нас, вы посмотрите как это у них!". И группы яро настроенных патриотических экспертов ринулись искать "попилы" в нашем главном партнёре – США. Любая дорогая программа, что не находила понимания у сих гениальных специалистов, объявлялась коррупционной: стелс, СВВП, СОИ и десятки других. Шло время, и градус накала подобных разоблачений повышался.

Прошу простить за столь большое количество политики во вступлении, хоть я и стремлюсь её избегать в своих статьях – это было необходимо. По настоящему история этой статьи начинается в 2017 году, когда под патронажем некоторых персон изо всем известного танкового "мега-завода" из Белоруссии (а вернее Кипра) открылся сайт Warhead. До того почти те же люди создали сайт с очень похожим названием Warspot. Но если второй задумывался как место для достаточно серьёзных статей и заметок на военную тему (и конечно не без критики, но поддерживал этот уровень, а иногда на нём выходили по-настоящему прорывные материалы), то Warhead был предназначен для людей попроще, текста поменьше, а различных смешнявок побольше. Я понимаю такой подход, но считаю, что простота изложения не даёт индульгенцию на несения бреда и откровенной неправды. Но это понятно не всем – и сразу Warhead задал планку. Хоть некоторые статьи в целом были достойны, но основная масса вызывала желание если не схватится за голову, то хотя бы горестно вздохнуть – "Опять просто не смешно переписали Википедею". Но наконец, 5 января сего (2018) года на сайте вышла статья с громким названием "Лучший военный распил двадцатого века" и на этом моё терпение закончилось.



Прежде чем читать дальше, очень советую всё же ознакомится с сим пасквилем, ибо ниже я буду изредка на него ссылаться. Для начала, хочется отметить, что программа всепогодного морского стелс-бомбардировщика А-12 далеко не светлая страница в рассказе об американском самолётостроении. В ней было многое – подковёрные интриги и борьба группировок, погоня за дешевизной и желание получить "всё в одном". Рассказывая историю А-12 можно было бы высмеять множество очень неприглядных моментов американской военной промышленности, зачастую не очевидных для нашего обывателя. Можно бы было, если бы автор потрудился подумать. Но автор не утруждал себя, и просто взвопил "Попил!" и собрал бредовую статью на основе Википедии и своих фантазий. И сейчас я попробую это разобрать и вкратце рассказать, что же было с "Avenger II" на самом деле.

История А-12 на деле начинается задолго до 1983 года, когда стартовала сама программа АТА (Advanced Tactical Aircraft). После первого полёта Have Blue в 1977 году стало ясно, что концепция серьёзного снижения радиозаметности (она же стелс) не только реальна, но и самолёты, построенные с её использованием, могут летать. Теперь стелсу предстояло найти свой путь в войска, для чего была запущена программа с очень знакомой аббревиатурой - АТА, правда расшифровываемая как Advanced Technology Aircraft. В её рамках разрабатывалось два бомбардировщика (об истребителях задумаются позже): АТА "А" - тактический ударный самолёт на замену F-111 в размерности F-15 и АТА "В" - стратегический стелс бомбардировщик немного больше F-111. Чуть позже, в 1978 году АТА "В" начнёт эволюцию в будущий АТВ (Advanced Technology Bomber), он же В-2, а подпрограмма "А" разделится на две части: Senior Trend с задачей создания тактического ударного самолёта на базе макета Have Blue и Sneaky Pete с задачей проектирования стелс замены для F-111. Из всех трёх для ВВС в тот момент наименее приоритетной была программа Sneaky Pete, потому её поручили General Dynamics, которая в отличие от Lockheed или Northrop почти не имела опыта работы с расчётом стелс-самолётов. Стоит понимать, что в Lockheed над этим вопросом работали почти 10 лет, опыт Northrop был скромнее, но был – около 5 лет. А вот в General Dynamics свои исследования радионезаметности начали только в 1976 году. Проектирование же стелс-самолёта без нужного математического аппарата и программного обеспечения просто невозможно, и это ещё сыграет свою роль в судьбе А-12.


Sneaky Pete. Ничего не напоминает?

Программа Sneaky Pete долго не продержалась. В то время ВВС не были уверены, что у них хватит финансирования на другие проекты, потому заменять F-111 было решено дешёвым истребителем-бомбардировщиком на основе уже существующих фронтовых истребителей. В 1981 году были подготовлены требования к программе ETF (Enhanced Tactical Fighter), хоть работы начались ещё в 1978 году. В этот же период финансирование Sneaky Pete было прекращено, часть наработок General Dynamics передали NASA согласно контракту, большую часть использовали для работ в рамках программы ATF, где так же не преуспели. В том же 1981 году флот начинает исследовать вопрос о получении собственных стелс-самолётов. Наиболее логичной кажется замена на стелс уже давно устаревших A-6 Intruder. К этим работам привлекается McDonnell Douglas, имеющая большой опыт работы с флотом. Уже на этом моменте в программу вкрадывается несколько неприятных вещей. В то время на флоте господствовала идея о многофункциональности самолётов – каждая боевая единица на палубе должна иметь минимум две роли, а лучше если больше. Наиболее известным детищем этой концепции является F/A-18 Hornet, заканчивающий в тот момент испытания. Для своего будущего ударного самолёта флот хотел не только ударных функций, а и возможность вести полноценный воздушный бой. Несмотря на все плюсы McDonnell Douglas весь их опыт работы с радионезаметностью заканчивается в середине 60-ых, когда провалилась их попытка сделать стелс-самолёт "Quiet Attack Aircraft" на "глазок". Поэтому для работ над требованиями флота привлекли относительно свободную в то время General Dynamics. Тем самым в 1982 году окончательно оформляется будущая команда Avenger II.


Quiet Attack Aircraft. Очень похож на современные самолёты, но никакой радионезаметности не вышло. Стелс на глазок не делается.

К 1983 году требования флота для будущего бомбардировщика были готовы. Кроме собственно пожеланий по скорости, полезной нагрузке, уровню незаметности и занимаемой площади в ангарах авианосца были и более интересные требования. Так указывалась возможность применять весь спектр вооружения "воздух-воздух", стоящий на вооружении флота в то время, выполнять задачи противолодочной борьбы, возможность вести маневренный бой с МиГ-21, особые требования предъявлялись к радару самолёта - до 24 отслеживаемых воздушных и наземных целей, сопровождение 4 ракет, возможность работать как самолёт наведения. И тут стоит обратиться к статье с Warhead – ибо там автор представляет создание А-12 как обман красивой сказкой глупых военных, которые поверили в такое великолепие. Забавное расхождение с реальностью, не правда ли? В 1983 году программа АТА стартовала – предложения принять участие в ней были отправлены в Lockheed, Northrop и конечно союзу McDonnell Douglas с General Dynamics. Первые от участия отказались сразу, из-за слишком большой загрузки по остальным программам, остальные предложение приняли. Оба самолёта были разработаны к осени 1984 года. В Northrop в кооперации с Grumman подготовили проект, сильно напоминавший их же АТВ, но немного уменьшенный, своего конкурента от MDD/GD он превосходил по уровню незаметности и имел чуть меньшую цену, но был оснащён более слабым радаром и обладал худшей маневренностью. Проект MDD/GD конечно же много унаследовал от Sneaky Pete, и по сути не очень отличался от финального варианта А-12. Ради требования многофункциональности пришлось пожертвовать незаметностью и максимально облегчить самолёт, использовав композитные материалы. И тут хочется отметить один интересный момент – многие считают, что А-12 обладал каким-то феноменальным уровнем стелса – но это далеко не так. Самолёту не предстояло сражаться со стратегической ПВО как будущему В-2 или радарами советских истребителей как F-22. Его нишей должны были стать полёты на малой высоте со следованием рельефу, что само по себе снижало дальность обнаружения, и потому флот хотел уровень радионезаметности даже меньше чем у F-117. Но и того уровня MDD/GD достичь не смогли, из-за желания сохранить возможность активного пилотирования.




Один из вариантов АТА от Northrop.

Несмотря на недостатки проекта MDD/GD, он импонировал своей многозадачностью флотским начальникам куда больше чем вариант от Northrop. Неудивительно, что в 1986 году MDD/GD были объявлены победителями. Но тут случилось ещё одна роковая для А-12 вещь. В то время флот тратил огромные средства на обновление своего парка авианосцев и подводных лодок. Что бы показать Министерству Обороны и другим органам власти своё умение ограничивать расходы, флот заключил с MDD/GD контракт с фиксированной стоимостью. Такие контракты считаются менее затратными, ибо в них заранее указывается стоимость программы и её основных компонентов, заказчику куда проще получить одобрение на такой контракт. Но по сути MDD/GD предстояла работа в рамках новых технологий, где новые затраты могут возникнуть на любом шаге. И Lockheed и Northrop в своих программах получили контракты с возмещением расходов, когда правительство компенсирует затраты фирмы по их факту. Тем самым MDD/GD имея очень малый опыт работы со стелсом, оказались в условиях, что при любых дополнительных расходах пришлось бы пересматривать весь контракт. Можно сказать, что именно это было главной "миной в фундаменте" А-12. Но вместе с принятием контракта на А-12 произошла другая крайне примечательная вещь. Несмотря на то, что в 1986 году "рейгономика" была на своём пике, обилие дорогостоящих программ сильно смущало Министерство Обороны США, и как им казалось, они приняли мудрое решение, что бы эти расходы сократить. Предполагалось, что ВВС США профинансирует и примет на вооружение А-12 как замену F-111 а потом и F-15E, в свою очередь флот не будет стартовать свою самостоятельную программу истребителя пятого поколения, а использует доработанного под морское базирования победителя конкурса ATF. Опасаясь за финансирование своих других программ, обе стороны согласились на подобные уступки.


Финальные варианты АТА от Northrop и MDD/GD.

Казалось, проблемы программы А-12 решены. В случае необходимости совместные усилия ВМФ и ВВС без проблем пролоббируют повышение стоимости контракта. Но всё гладко было только на бумаге. ВВС считали вполне нормальным решением замену F-111 на победителя программы ETF F-15E Strike Eagle, а вот в А-12 они видели скорее угрозу свою любимому детищу и главной надежде, стелс-бомбардировщику В-2. В Министерстве Обороны вполне могли решить, что задачи В-2 избыточны, и покрываются обычными крылатыми ракетами и стелс-бомбардировщиками классом пониже. Поэтому ни дополнительно финансировать работы по А-12, ни выдвигать требования к наземной версии в ВВС не спешили, только рапортуя о неизменном одобрении конструкторских работ. Интересно, что в 1988 году выполнил свою часть и начал финансирование программы NATF (Naval Advanced Tactical Fighter) на замену F-14. В то же время дела у MDD/GD шли не слишком хорошо. Первый же год работы показал, что существующих наработок по стелс не достаточно, а ни времени, ни денег для самостоятельного исследования этой темы не было. Попытка обратиться в Lockheed и Northrop за передачей их наработок провалилась, ни один из концернов делиться с конкурентами даже и не думал. В этой ситуации могло бы помочь вмешательство ВВС, которые, как заказчик работ по стелсу, могли потребовать передать материалы MDD/GD. Конечно же, этого не случилось – и тут возникает вопрос, почему к этому не было привлечено внимание Министерства Обороны? Для ответа я немного перейду на территорию гипотез и догадок. Главный конкурент McDonnell Douglas/General Dynamics A-12 Avenger II в наземном варианте был McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle. Интересно, не правда ли? А есть ли об этом крайне примечательном моменте хоть слово в обсуждаемой статье? Конечно, нет, там А-12 так крут, что его просто захотели и в ВВС США.


Naval Advanced Tactical Fighter на основе F-22.

Из-за проблем со стелсом MDD/GD пришлось пойти на ещё большее снижение незаметности – по сути А-12 перешёл из категории стелс-самолётов в самолёты с пониженной радиозаметностью, как, например, В-1В. Но на этом неурядицы не закончились – c 1987 года начались проблемы у подрядчиков. Westinghouse и Norden, отвечавшие за разработку радара, повысили ожидаемую стоимость проектирования в два раза. Universal Alloy, отвечавшая за создание композитных материалов, рапортовала о серьёзных проблемах и смещениях сроков получения материалов нужной прочности почти на год с повышением цены в разы. Для контракта с возмещением расходов всё это не было бы проблемой – в истории F-117, F-22, В-2 – таких случаев десятки. Но тут MDD/GD требовалось пересматривать стоимость контракта с одобрением Министерства Обороны. Не хватало и времени – первый самолёт должен был полететь в 1991-92 году. И тут хочется чуть поговорить о сроках. Были ли 7 лет достаточным периодом для разработки А-12? С одной стороны, кажется, что это огромный временной промежуток – но первый F-22 полетел через 9 лет после старта программы, а серийная модель вовсе через 15 лет. Для В-2 срок составил 10 лет и 18 лет до принятия на вооружение. И тут 7 лет уже не так уж и много, особенно для фирмы без особого опыта в деле "стелс".


Вариант кабины А-12 с размещением пилотов рука-об-руку. Предполагалось что такой вариант пойдёт в ВВС и на экспорт.

В 1988 году цена контракта, наконец, была пересмотрена – но от использования композитных материалов пришлось частично отказаться. Самолёт потяжелел и стал менее маневренным. В отличие от мира фантазий автора с Warhead, в котором не существовало ничего кроме деревянного макета А-12, в 1989 году началась сборка первого прототипа. В том же году самолётом заинтересовались в Британии, как возможной заменой своих уже устаревших Panavia Tornado. Но правительство США ещё не было уверено о возможности передачи технологий стелс даже столь близким союзникам. Было решено рассмотреть вопрос о продаже А-12 только после постановки его на вооружение в самой Америке. Тем временем эпоха рейгономики закончилась – реки финансирования стали истощаться, мир уже почувствовал окончание холодной войны. Министерство обороны, под новым руководством Дика Чейни, крайне негативно относилось к сверхдорогим программам своих предшественников. Критике подверглись ATF, АТВ и конечно АТА – и последняя, как ещё не имевшая летающего прототипа стала главным объектом нападок. В 1990 году уже было ясно, что первого полёта ждать в этом или следующем году не приходится, сборка прототипа была завершена только на 40%. Чейни согласился перенести сроки первого полёта на 1993-1994 года, а принятия на вооружение на 1998 год. Интересно, что в статье Warhead 1998 год указан как год ожидаемого первого полёта. Взамен контракт на поставку А-12 морской пехоте был отменён, а решение о разработке варианта для ВВС должно было быть принято только после завершения испытаний флотского варианта.






Кадры с "несуществующей" сборочной площадки А-12. Начало 1990 года.

К концу 1990 года сборку завершили на 60%, надеясь начать наземные испытания в 1992 году. Но АТА уже был обречен. В отличие от статьи Warhead, где флот представлен как главный обманутый, в реальности именно руководство флота принимало различные попытки по спасению А-12, хотя бы в виде экспериментального самолёта. Но жертвенная овца была выбрана, и после посещения цеха по сборке в январе 1991 года и осмотра собираемого А-12 Чейни объявил о закрытии программы и начале уголовного расследования о растрате, при этом в своей речи упомянув, что подобное может ожидать и другие авиационные программы. По воспоминаниям многих флотских офицеров различного ранга такое решение было крайне неприятным ударом по самолюбию ВМФ, вызвавшим резкую критику, даже в открытой прессе. Но Министерство Обороны не остановилось на достигнутом, в 1991 году финансирование обрезали ATF, в 1992 году было принято решение о закупке только 20 В-2. В апреле 1991 года победителем программы ATF объявили YF-22, в том числе из-за того, что к нему склонялся и флот в своей NATF. Теперь, после закрытия АТА предполагалось, что его роль возьмёт на себя как раз NATF, но флоту уже был не нужен бастард, взятый ради А-12. В 1992 году программу NATF закрывают, объявив её одной из крупнейших ошибок со времён попытки поставить на палубу F-111. Взамен флот стартует свою собственную программу А-Х, предполагающую создание универсального сверхзвукового ударного стелс-самолёта, способного сразу заменить F-14, F/A-18, А-6 и А-7. Понятно, что подобные мечты реализованы не будут ни в 90-ых, ни 00-ых.


Один из почти десятка вариантов А-Х. Этот от Northrop.

Судебные тяжбы по делу А-12 продолжались чуть меньше чем четверть века, завершившись только в 2014 году. Изначально суд выступил на стороне правительства, объявив контракт ненадлежащие исполненным по причине нескоординированной работы MDD/GD с поставщиками, а также указал, что исполнители заключили контракт, зная, что прописанные в нём сроки и суммы невыполнимы. Тем не менее, в ходе последующих почти десятка лет General Dynamics и Boeing, купивший к тому времени McDonnell Douglas, сумели добиться сначала предоставления суду секретных документов по программе, а потом на их основе доказать, что после пересмотра контракта в 1990 году причин для столь быстрого закрытия проекта не было. В итоге обе фирмы были обязаны выплатить Министерству Обороны всего по 200 миллионов долларов, за выявленные нарушения в работе с поставщиками, против изначально желаемых Министерством 5 миллиардов. Со временем настигла справедливость и ВМФ с ВВС – через полтора десятка лет после А-12 и NATF снова всплыла столь неприемлемая ранее (да и сейчас у многих и там и там чешется гордость из-за такой несправедливости) идея единого истребителя, и из-за небольшого финансирования в 00-ые годы обеим сторонам пришлось не только это принять, но и даже допустить в проект иностранные инвестиции ещё в ходе разработки.


Конец этой истории - единый самолёт на замену многим фигурантам этого рассказа. И по мнению многих "экспертов" тоже "попил".

Вот такая история. Её не назвать скучной или банальной, в ней даже усматривается некая мораль. При грамотном изложении легко можно было бы достичь даже уровня достопамятных "Войн Пентагона", показать и актуализировать некрасивые пороки, как военных, так и промышленности. Но что бы правильно рассказать, требуется копнуть чуть дальше, чем статья в википедии. Это не сложно – мне потребовалось всего около пары недель, что бы получить доступ к нужным материалам, в том числе и к основополагающей и практически исчерпывающей книге по этой теме, но крайне редкой "The $5 Billion Misunderstanding: The Collapse of the Navy's A-12 Stealth Bomber Program" (хоть в личное владение получить её пока не выходит). Если бы не острая болезнь, прихватившая меня, эта статья вышла бы ещё в январе. Вместо же этого автор дополнил рассказ своими фантазиями про показывание всем одного деревянного прототипа и не очень смешными шуточками. И как говорится в уже устаревшем меме:


Источники:
The $5 Billion Misunderstanding: The Collapse of the Navy's A-12 Stealth Bomber Program. James P. Stevenson
McDonnell Douglas and General Dynamics v. United States, OPINION AND ORDER No. 91-1204C
flightglobal.com
codeonemagazine.com
fas.org
thanlont.blogspot.com
secretprojects.co.uk

Особое спасибо за неоценимую помощь в подготовке материала к этой статье моему другу из США Михаилу.


Интересная история.

Re: Спасибо.

Спасибо)

Как это: "Быстро, качественно, дорого. Зачеркните любое слово".
Хотя, быстро никогда не получается.

Эм, разве не "быстро, качественно, дешево"?

Ура, любимый вундерлюфт! Отличная статья. :-)

Флот не просто хотел многоцелевые самолёты. Это было требование выживания АУГ(outer air battle).
При обнаружении подготовки удара советских МРАПов менять палубу под OAB было уже, по сути, поздно. Соответственно все соответствующие самолеты(которые так или иначе окажутся на палубе в час Х) должны были принимать участие в защите соединения от удара.
Остальному путь "наверх" из ангара просто был закрыт.


Edited at 2018-03-02 06:09 pm (UTC)

Ну я не стал в этот момент углубятся, просто упомянув как дополнительную нагрузку, дошло до того что и от перспективных самолётов ДРЛО хотели возможность нести воздух-воздух.

Спасибо за похвалу)

Edited at 2018-03-02 06:10 pm (UTC)

Хороший текст. Спасибо!

вот бы все тексты по авиатеме были такие) спасибо.

Спасибо) Может помогла некоторая эмоциональность при написании.

Вот и польза от Вархеда

в виде этого очень интересного дайджеста! Спасибо!

Может глупый вопрос

>>Финальные варианты АТА от Northrop<<
Не из этого ли проекта был создан X-47b? Очень уж похожие формы.

Re: Может глупый вопрос

Такая возможность есть, но временной промежуток большой, точно не скажешь. Но комментариев о взаимосвязи мне не встречалось.

Спасибо, хорошо изложено.

Спасибо. Хотел писать опровержение на эту агитку, да поленился. Вы собрали много и хорошо изложили.

Занятно, что мне эту сплетню с деревянным макетом излагали "с приведением цифр" - за $57 млрд...


Ну макет конечно был - постройка полноразмерных макетов почти рутина для НИОКР - с чего он так многих возбудил, я не понимаю. За ценник не выяснял - может если просмотреть открытые документы судебного дела что-то найдётся, но я вот не встречал (мог и пропустить).

Отличная статья. Как всегда : )

Спасибо большое!

>(гордость от такой несправедливости)

Ну тут даже не гордость. NAVAIR действительно пролюбил все возможные полимеры в 1990-е годы, растеряв ключевые возможности в процессе.
Ведь если NATF ВМС любили не очень, то гибель семейства F-14, нескольких программ дальных ударников а так же перспективных вооружений воздушного базирования(та же AAAM, косвенно затронутая в тексте) ударили очень сильно.

Потерянные возможности только сейчас пытаются заткнуть на новом уровне (правда через гланды) беспилотным заправщиком. Частично.

История о флоте в 90-ые и как он дошёл до жизни такой вообще крайне интересна и познавательна, не только в области авиации)

Спасибо!
Познавательно и интересно.

"Это не сложно – мне потребовалось всего около пары недель, что бы получить доступ к нужным материалам"

Вы издеваетесь? Это уровень не того сайта!!))) Это уровень серьезного аналитика и переводчика в одном лице, а никак не юмористического писателя)))

Прекрасная публикация!
Но я все таки хочу сказать "спасибо" автору с Warhead-а, ведь если бы не его статья, Вы бы не написали Вашу публикацию. :-)