Судьба пионера.

На днях вышла на Варспоте новая статья, достаточно необычного для меня формата. рассказывается в ней об историии австрийско-американского инженера Бруно Наглера и дела всей его жизни. История, как оп мне, достаточно поучительная. Человек талантливый, имевший все шансы хорошо устроится в разрастающейся авиастроительной отрасли - вместо этого до конца жизни двигал одну, абсолютно бессмысленную идею, и так ничего и не добился. Правильный ли это подход - тут решает каждый для себя. Но всё равно история Наглера и его лёгких вертолётов крайне интересна.

В статью не влез видеоролик с испытаний, так что размещаю его тут:


И да, название статьи провокационное, но придумано не мной)

Зенитная трагикомедия. Пушки и ракеты.

Первая часть про Йорка зашла у народа хорошо, о того удалось выпустить и вторую часть, уже про ЗРПК. Интересно отметить общее желании армии США сделать ЗРК как минимум двухзадачными. Как хорошо подметили - направшивается аналогия с универсальными орудиями 30-ых годов. Это и смесь ПВО и ПТ борьбы у ADATS и совмещение задач ПВО и ОТРК у NLOS. Идея интересная, но в итоге привела к тому, что дорабатывать этим машины пришлось долго. Хотя, я считаю, что даже при выборе более простого варианта он бы банально не успел. После 91 года на время весь интерес к ПВО пропал, ибо не было достойного противника с авиацией. Сейчас интерес возрождается.

Третей части наверно не будет, ибо дальше много материалов ещё секретных и не всегда ясно какой проект куда относится, с кем конкурирует или кому предшествует.

ADATS_fording

Крылатые гусары конца 20-ого века и Убежища США.

День сегодня оказался богатым на статьи, вышло их сразу две.

Первая и давно ожидаемая - продолжение саги о польских мриях 90-ых годов. да это наконец большая статья на Варспоте В этот раз разговор про ударные вертолёты и штурмовики. О первой теме я давным давно писал - но тут она очень серьёзно доработана. Часть про штурмовики так же содержит кучу уникального материала, часть из которого вообще есть только на польском. Будут ли ещё рассказы про поляков сказать точно не могу - в принципе в других областях у них не так всё и плохо. А узкие области вроде зенитного вооружения будут малоинтересны для народа. Следующий крупный формат затронет тему крайне необычную и на русском языке не освещённую от слова совсем.

02pirania03_s

На Вархеде же вышла заметка про проекты американских Убежищ 50-ых годов. для моих старых читателей она не станет откровением, тем не менее туда добавил немного новой информации а главное дополнил мысля почему в целом эти проекты убежищ не нашли путь в жизнь.

Зенитная трагикомедия.

Рано или поздно я не мог не затронуть историю ЗСУ "Сержант Йорк". До того как появился фильм "Войны Пентагона" (достаточно вольно обращающийся с историей БМП Бредли) именно скандал вокруг "Йорка" был одним из наиболее известных. И вот статья с краткой историей программы DIVAD и её крушения наконец вышла. Надо сказать, что здесь изложена одна из версий - конкретно версия заказчика, армии. По итогам программы вопрос "Почему так вышло?" изучался активно. Все описанные в статье ситуации указываются в официальных отчётах. Но есть и другая позиция - которая говорит, что указанные армией требования по электроники в сочетании с ценой неизбежно вели к проблемам на первой стадии. Да и ту же "Тунгуску" до серии доводили не быстро. Прояви армия и политики стойкость - "Сержант" довели бы до ума. Конечно он уже не был так современен, но как показывает история Гепард дослужил до наших времён и лишь сейчас потихоньку уходит на пенсию.

img-2195253-1-tgap_trixie_finds_the__not_so_great__sgt__york_by_mrlolcats17-d5emh1c
Великолепная иллюстрация, отлично подмечающая один из главных багов "Сержанта Йорка".

Ну и конечно, неизбежны в комментария заявления "так ближнее ПВО вообще не нужно, у США есть истребители". Такое мнение имеет право на жизнь и его полностью разделяет то же ВВС США. А вот армия в корне не согласна. В конце статьи упоминается их исследование о необходимости ближнего зенитного прикрытия - и оно достаточно высоко. Самолёты могут не успеть, могут быть отвлечены противником. Зенитка лишней не будет никогда. Вопрос должна быть это чисто ракетный комплекс или пушечно-ракетный станет камнем преткновения всех работ на эту тему в США в 80-ых и начале 90-ых. Может будет рассказ и об этой истории.

Танки апокалипсиса.

Вышла вчера небольшая заметка на вархеде о танках с атомным оружием. До недавнего времени было известно всего два таких танка и лишь недавно из британских архивов всплыл "Калибан". Думаю, что со временем появятся и новая информация о подобных "танках апокалипсиса". Кстати, почему-то в памяти было, что в RA-2 танк "Апокалипсис" после получения ветеранства начинает стрелять мини-нюками. Даже думал это в заметке упомянуть. А оказалось, что нифига подобного.

5

Дирижабли после дизельпанка.

Хоть статьи сдавались и в разное время выход получился очень кучным. Немного разобрал на Вархеде некоторые послевоенные проекты применения дирижаблей. Хоть свои позиции они давно потеряли, определённый интерес к ним сохраняется как у энтузиастов так и у контор посерьёзнее. И как мне кажется, не случись конец холодной войны у дирижабля ДРЛО были шансы (небольшие но всё же) дойти до серии. Сейчас тоже мы постоянно слышим о опытах с гибридными решениями и тому подобное. Но моё ИМХО - ничего не выйдет. Выгода от дирижабля не компенсирует затраты на инфраструктуру, о ём и речь в статье. Ну или можно поверить конспирологам и их рассказам о чёрных стелс-дирижаблях ЦРУ...

Из невошедшего - сравнение некоторых проектов гибридных дирижаблей 70-ых годов в США.

Эпичный танк будущего.

Иногда мне бывает очень грустно за историю американского да и британского танкостроения. История флота, история авиации часто разобраны до мельчайших подробностей, в количестве монографий про один самолёт или корабль иногда можно просто запутаться. А для танков после Ханникэта в США настал период затишья. Что говорить про современный период, где ещё не все документы рассекречены. Но тем не менее история проектов ОБТ США 90-ых для меня интересна особенно, смелостью идей и зачастую даже наглостью. По имеющимся на текущий момент материалам, в новой статье я немного попытался показать путь их мысли, развитие идей и хотелок. Она совершенно точно не точная, думаю со временем всплывёт множество ошибок. Да и не удалось о многом поговорить. Но, думаю это лишь мой первый подход к снаряду.

а7

А дальше начинается история программ FCS и всего с ней связанного, и вот это реально не паханное поле откровений. Пока у меня не выходит даже нормально структурировать весь массив информации, что есть. Но, надеюсь, со временем и тут прорвёмся.

Бомбардировщики и секретность.

С небольшим отставанием сообщаю о выходе новой статьи на Вархеде, в это раз про вымышленные советские бомберы в западной прессе 50-ых годов. Для людей, давно следящих за моими работами, ничего очень нового не будет, но тут я попытался показать ситуацию кратко но в целом, а не эпизодами. Хочу отдельно заметить, что все эти проекты именно возникали в прессе. Даже в ситуации с Bomber Gap военные придерживались позиции, что множества М-4 у СССР нет. Но одно дело предполагать а другое быть в этом уверенным. В целом советская схема секретности до 70-ых годов работала достаточно успешно, заставляя руководство США принимать решения без уверенности о достоверности данных на их руках.

Но сказанное выше не значит, что и американские военные не ошибались.



Думаю М-50 все узнали. Но вот американцы решили что это сверхзвуковой атомный бомбардировщик. Уверенность эта сохранялась до 1960 года и повлияла на ряд важных решений как в разработке перехватчика, так и в работе над американскими самолётами с ЯСУ.

И снова АвПро.

Про шедевры АвПро я уже писал. Найти эти записи можно в шапке моего блога. Но это были посты по типу "картинка и краткая подпись". В новом материале на Вархеде, что вышел вчера, я попытался раскрыть чуть больше информации, что это была за фирма и рассмотреть некоторые их самые интересные проекты капельку подробнее. Вообще это одни из последних классических иллюстраций от руки. Сейчас все выполняются в 3Д, и не в них какого-то шарма и очарования. Ну и некоторые идеи, выдвинутые АвПро хоть и безумны, но интересны.

0VLyEPw

Невидимый заправщик.

В последнее время много разговоров о стелс танкерах. То ВМФ США объявит о выборе финалиста программы MQ-25, то ВВС покажут модельку будущего танкера. Потому выпустил на Вархеде краткий разбор зачем такие самолёты нужны и какие на текущий момент идут работы. От себя добавлю, что если флот скорее всего MQ-25 в серию поставит, то вот в танкер ВВС верится очень слабо. Заправщик специальной постройки без унификации хоть с чем то - крайне маловероятен. Потыкают, порисую красивые проекты и снова запилят на базе какого-нибудь современного гражданского.

Хотя я бы хотел увидеть что типа такого:
bwb-tanker